Подбор специальности и ВУЗа Поступление в ВУЗ Контакты
Выставка "Все ВУЗы Москвы"    и Консультационный Центр ЦМПК "Куда пойти учиться?" работают в период вступительной кампании 05, 12, 19 июля. Место проведения: 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д.4, м.ВДНХ, здание МГПУ. Время работы: 10.00-17.00, Выставка ВУЗов "Образование и Кадры"   для отчисленных, восстанавливающихся, переводящихся в другие ВУЗы студентов, а также абитуриентов будет проходить с 01 ноября по 15 апреля. Специализированные выставки "Образование и Кадры"   по экономическим, гуманитарным, техническим, информационно-технологическим и художественным ВУЗам будут проходить с 15 сентября . по 20 апреля.
Обзор самых популярных направлений высшего образования в России
Главная  /  Выбор специальности  /  Обзор самых популярных направлений высшего образования в России


Что выбирают абитуриенты? Самые популярные направления

Не за горами выпускные экзамены в школах, затем вступительные в институтах. Многие старшеклассники готовятся стать студентами, и вузы широко распахивают перед ними свои двери. Как не ошибиться – сделать правильный выбор? Специальностей так много! Чем руководствоваться в первую очередь: престижем, интересом к профессии, а может быть, будущей хорошей зарплатой? Вопросы, вопросы, вопросы.

                   

Не так страшен выбор, как его…
Давайте обратимся к опыту тех, кто уже нашел для себя ответы на эти непростые вопросы. Ведь не каждый выходит на дистанцию, не зная в какую сторону бежать. Тем более что, по мнению преподавателей и сотрудников приемных комиссий, сейчас абитуриенты куда более прагматичны, чем их недавние предшественники. И большинство уже определились, где и на кого они будут учиться.
Вот что показал социологический опрос, проведенный нашим журналом среди молодых людей, без пяти минут студентов, на выставке «Образование и карьера», проходившей с 11 по 14 апреля 2002 г.

Самой привлекательной на сегодняшний день они считают ЭКОНОМИКУ. Затем следуют ЮРИСПРУДЕНЦИЯ и ПСИХОЛОГИЯ. Завершают «горячий» список РЕКЛАМА и МЕНЕДЖМЕНТ.
А вот рейтинг наиболее ПЕРСПЕКТИВНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ немного отличается. Здесь с небольшим отрывом лидирует, как и в прошлые годы, ЮРИСПРУДЕНЦИЯ. На второе место, опередив ЭКОНОМИКУ, вышла ИНФОРМАТИКА. Особенно радует, что, наконец-то, снова заговорили об ИНЖЕНЕРНЫХ специальностях, а также МЕДИЦИНЕ и БИОЛОГИИ.

Меняются с годами и критерии перспективности профессии. Еще несколько лет назад многие ставили на первое место уважение и престиж в обществе. Сейчас же эти понятия отошли на задний план. Бесспорный лидер – хорошая оплата. Второе и третье место занимают «возможность сделать карьеру» и, конечно же, «гарантированное трудоустройство».

Прогноз на ближайшие годы
Выбирая профессию, практически каждый стремится заглянуть в будущее и оценить свои перспективы через 4–5 лет, когда настанет время получать диплом и искать работу. Но столь долгосрочный и одновременно точный прогноз трудно сделать даже опытному специалисту по кадрам. Большинство аналитиков предпочитают ограничиваться периодом в 1–3 года, поскольку в нашей стране рынок труда пока складывается под влиянием нестабильных экономических условий.
И все же по таким краткосрочным прогнозам можно «набросать» примерную картину, какие специальности и в каких сферах будут наиболее востребованы в ближайшие несколько лет.

Среди ЭКОНОМИЧЕСКИХ специальностей на верхней ступени, судя по всему, скоро окажутся «финансы и кредит», в то время как «бухучет и аудит» немного потеряли в популярности. Хотя профессия бухгалтера, несомненно, еще долго будет входить в горячую десятку лидеров рынка труда.
По наблюдению Никитиной Т.Е., декана экономического факультета Международного Славянского Университета им. Г.Р. Державина, среди студентов, избравших специальность «финансы и кредит», наблюдается смещение приоритетов в сторону финансового менеджмента промышленных и торговых предприятий. А ведь всего несколько лет назад большинство выбирали более перспективную банковскую сферу. Но ситуация в последней сейчас стабильна, и потребность в кадрах там уже не так остра, как на производстве. «Бухучет и аудит» также в последнее время тяготеет к промышленности и торговле – областям, которые начинают активно развиваться.

А вот что говорит Шардин В.В., проректор Института современной экономики: «Среди экономических специальностей очень популярной и наиболее универсальной является «экономика и управление». Это такое же широкое направление, как инженерия в советский период. В ее рамках у студентов есть возможность освоить самые различные специализации. «На выходе» молодой человек, имеющий такой диплом, востребован как специалист среднего и далее – высшего звена управления промышленными и непромышленными сферами народного хозяйства».

На ЮРИДИЧЕСКИХ факультетах первенство удерживают такие специализации, как гражданское и финансовое право. С небольшим отставанием за ними следуют государственное и уголовное.
Как рассказал Белоусов А.А., заместитель декана юридического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН), популярность юридических специальностей основана на двух главных составляющих. В первую очередь, это востребованность юристов-практиков, способных работать в условиях рыночной экономики в любой области правовых отношений, будь то международные отношения, отношения государства и личности, компаний-партнеров, граждан и правоохранительных органов. Второй компонент – достаточно высокий уровень доходов. Юриспруденция находится на одном из самых «оживленных» перекрестков профессиональных путей. Поэтому в обозримом будущем для квалифицированных специалистов права всегда будет гореть зеленый свет.

Так же считает Халевинская Е.Д., ректор Института мировой экономики: «Наряду с государственно-правовой специализацией, мы предлагаем студентам и гражданско-правовую. Выбравшие ее ребята потом гарантированно устроятся на хорошо оплачиваемую работу, даже не имея большого опыта. Во многих организациях, которые появились в последнее время, требуются юристы такого профиля. К тому же именно эта специализация постоянно подвергается изменениям. Если правоохранительные органы, да и судебная система (сколько бы об этом ни говорили) практически остались прежними, то адвокатура, нотариат развиваются. И дальше будет так же».
С другой стороны, из-за большого количества вузов, предлагающих всем желающим получить юридическое образование, на сегодняшний день произошло перенасыщение рынка юристами со «средненьким» высшим образованием. Поэтому уже сейчас при трудоустройстве в частную компанию или государственные органы идет процесс селективного отбора сотрудников-юристов. Работодатели все придирчивее относятся к качеству полученного образования, больше смотрят не на оценки по предметам, а на практические навыки и профпригодность. И если раньше никто не интересовался вузом, который закончил кандидат, то сейчас диплом престижного учебного заведения имеет большой вес.

         

В ПСИХОЛОГИИ сегодняшние студенты отдают предпочтение таким направлениям, как «психология бизнеса и рекламы», «организационное консультирование», «психология управления и кадровые технологии». Бывшие ранее очень популярными «возрастная психология» и «психологическое консультирование» постепенно отходят на второй план. Это связано, главным образом, с пессимизмом «первой волны» выпускников, которые не могут пока надеяться на достойный заработок в должности школьного психолога или практикующего психолога-консультанта. А вот «семейная психология» сохраняет свои позиции.
«Около 60 % поступающих к нам на факультет психологии, – рассказывает Шардин В.В., – специализируются на «семейной психологии». Ведь по статистике большинство работающих в секторе частного предпринимательства психологов занимаются именно семейным консультированием и психотерапией.
Примерно 40 % студентов выбирают «психологию бизнеса». Но, на мой взгляд, эта специализация для России несколько вторична. Сфера бизнеса пока достаточно консервативна для того, чтобы сделать психолога постоянной штатной единицей».
К психологам, желающим работать в перспективной (и выгодной) области обучения персонала, у многих работодателей все чаще возникает скептическое отношение. Их деятельность может навредить бизнесу, если тренинг по развитию конкретных навыков персонала (например, умению продавать определенную продукцию или вести переговоры) превращается в тренинг личностного роста, а консультирование – в психоанализ. Поэтому студенты, решившие сделать карьеру в качестве бизнес-тренеров или оргконсультантов, параллельно с вузовским все чаще стремятся получить дополнительное прикладное образование (например, пройти специальный тренинг тренеров). Нужно успеть набрать достаточный практический опыт в той области, в которой планируется вести обучение.

РЕКЛАМНЫЙ бизнес переживает активный подъем, поскольку это направление только недавно выделилось в самостоятельную дисциплину, по которой можно защитить диплом. Но в подходах к обучению «рекламщиков» пока существуют разногласия. Одни вузы стремятся подготовить специалистов широкого профиля – маркетологов и менеджеров по рекламе, другие развивают узкие специализации, такие, как рекламный дизайн, PR в отрасли Hi-Tech или реклама в IT.
Своим мнением о перспективах построения карьеры абитуриентами 2002 года, выбравшими рекламу, делится Шаппо С.А., заместитель директора Института дизайна и рекламы: «Успех будущего трудоустройства зависит от концепции выбранного вуза и его стратегии. Старая схема политехнического образования подразумевала подготовку специалистов широкого профиля. Сегодня требуются специалисты узкопрофессиональные, но с широкими возможностями. Основная проблема в том, что у студентов нет серьезной практики.

Как найти возможность адаптироваться к работе еще в процессе обучения? Есть несколько путей. Иногда на 3–4 курсах студентов-дневников переводят на вечернее отделение и буквально заставляют работать, тогда к 5-му курсу они уже имеют практический багаж и возвращаются к дневной форме обучения. Второй путь, с моей точки зрения, наиболее эффективный – активное внедрение студентов 4–5 курса в производственный процесс, иными словами, стажировка. Те, кто еще в вузе получат возможность попрактиковаться, много от этого выиграют.
Если говорить о наиболее востребованных в рекламе направлениях, это «менеджмент и маркетинг в рекламе», «реклама в новых технологиях» (интернет-реклама, электронная коммерция). Вообще реклама «подчиняется» той области, которая на сегодняшний день лидирует (сейчас это информационные технологии). Реклама – сопутствующее направление, которое может быстро изменяться. Так что студентам не стоит бояться остаться без работы, конечно, при условии, что они не ошиблись с выбором вуза».

На рынке МЕНЕДЖЕРОВ разного уровня по-прежнему наиболее востребованы специалисты по продажам и работе с клиентами, а также по кадрам. «Новенькие» для нашей страны, но не последние по значимости в этой профессии – проджект-менеджер и менеджер по качеству. Проджект-менеджер отвечает за ведение и успешную реализацию бизнес-проектов внутри компании, а менеджер по качеству – за соответствие требованиям международных стандартов, выраженное в присуждении ей сертификата ISO-9000.

На Западе никто не будет принимать всерьез фирму, если у нее нет такого сертификата, а получить его очень трудно. И чем чаще происходит общение с зарубежными партнерами, тем очевиднее, что специалисты по "внутреннему и внешнему управлению качеством" через несколько лет окажутся совершенно необходимыми в любой области.
Комментарий Куренкова А.М., проректора по учебной работе Московского института предпринимательства и права: «Если говорить об управленцах, то здесь все по-прежнему – популярны такие специальности, как «менеджмент организаций», «государственное и муниципальное управление». Требуется все больше грамотных специалистов для различных сфер торговли и производства».
Среди будущих руководителей, топ-менеджеров теперь уже необходимым условием успешного построения карьеры стало получение дополнительного международного бизнес-образования с присвоением квалификации MBA (Master of Business Administration). Многие студенты, учащиеся факультета менеджмента, стремятся параллельно с учебой в основном вузе «добраться» до этого заветного диплома.

Источник - abituru.ru



<< Поступить в ВУЗ >>


Рекомендуем абитуриентам:
- Факультет естественных наук РХТУ им. Д.И.Менделеева - ведущего химико-технологического ВУЗа страны!
- Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
- Евразийский Открытый Институт (ЕАОИ)

НОВОСТИ

Факультет естественных наук РХТУ им. Д.И. Менделеева готовит химиков-исследователей - бакалавров и магистров.

подробнее...

Вниманию абитуриентов, а также их родителей: Выставка "Все ВУЗы Москвы" и Консультационный Центр ЦМПК "Куда пойти учиться?" по экономическим, гуманитарным,экономическо-гуманитарным,техническим, информационно-технологическим и художественным специальностям и ВУЗам будут работать в период вступительной кампании с 20 июня по 10 августа.

подробнее...

Наши специалисты ведут работы над созданием нового сайта Учебно-экстернового Центра при Центральной Межвузовской приемной комиссии «Марита-М».

подробнее...

Информация о выставках "Образование и кадры".

подробнее...

Добавлена информация о Колледжах Москвы.

подробнее...

Новый проект в российской системе образования - CMPK.RU

подробнее...

CMPK.RU, 2006-2012. Контактная информация - Тел:(495) 740-66-30, 708-90-85, г. Москва, Дмитровское шоссе, дом 25.
Реклама: Армпресс - Учебно-методические материалы для патриотического воспитания студентов и школьников || PArismed- Лечение за рубежом, медицинские услуги || Кардинал - шкафы-купе и мебель для образовательных учреждений

Консультации по поддержке сайта