Подбор специальности и ВУЗа Поступление в ВУЗ Контакты
Выставка "Все ВУЗы Москвы"    и Консультационный Центр ЦМПК "Куда пойти учиться?" работают в период вступительной кампании 05, 12, 19 июля. Место проведения: 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д.4, м.ВДНХ, здание МГПУ. Время работы: 10.00-17.00, Выставка ВУЗов "Образование и Кадры"   для отчисленных, восстанавливающихся, переводящихся в другие ВУЗы студентов, а также абитуриентов будет проходить с 01 ноября по 15 апреля. Специализированные выставки "Образование и Кадры"   по экономическим, гуманитарным, техническим, информационно-технологическим и художественным ВУЗам будут проходить с 15 сентября . по 20 апреля.
Высшая школа в дореволюционной Москве
Главная  /  Библиотека  /  Высшая школа в дореволюционной Москве


Высшая школа в дореволюционной Москве

В феодальной Москве письменность и образование были привилегией духовенства и знати. Переписка и перевод книг, подготовка -«книжных писцов» из монахов и светских «доброхотов» велись в московских и подмосковных монастырях, княжеских и боярских домах. Мальчиков обучали «книжным хитростям» в монастырских и церковных школах и на основе «ряда» (договора) у частных мастеров грамоты. Деловые бумаги (завещательные письма, межкняжеские договоры и др.), летописи, летописные своды конца 14 — начала 15 вв. свидетельствуют о распространении не только церковной грамотности. В Москве читали, кроме церковных книг, светские прозаические и поэтические произведения — «Слово о полку Игореве», «Задонщину», «Слово о Мамаевом побоище» и др.

       С конца 13 в., когда Москва превратилась в столицу Русского централизованного государства, грамотность и образование всё глубже проникали в среду дворянства и состоятельных слоев купеческого и ремесленного населения. Для приказов, новых административных учреждений требовались образованные дьяки, подьячие, переводчики, писцы. Большое влияние на развитие культуры и просвещения оказало возникновение в середине 16 в. книгопечатания в Москве. Росло число школ грамоты при монастырях, церквах и частных (мастеров грамоты). Новым потребностям государства служили школы повышенного образования (грамматические, греко-латинские и др.), в которых изучались славянская грамматика, литература, риторика, греческий и латинский языки и др. В 1648 боярин Ф. М. Ртищев открыл школу «словесных наук» (греко-латинскую) при Андреевском монастыре, в 1653 под руководством Епифания Славинецкого начала работу школа при Чудовом монастыре, в 1665 — «школа для грамматического учения» Симеона Полоцкого при Спасском монастыре за иконным рядом (Заиконоспасская), в 1668 — греко-латинская — в Китай-городе при церкви Иоанна Богослова, в 1680 — правительственная — при Печатном дворе (типографское училище, св. 230 уч-ся в сер. 80-х гг.) и др.

       В 1687 (на самом деле – в 1685, примечание редакции) открыта первая в Москве высшая школа — Эллино-греческая академия, образование в которой имело преимущественно гуманитарный характер. Её руководителями и преподавателями до 1694 были братья Иоанникий и Софроний Лихуды, затем — Н. С. Головин и Ф. П. Поликарпов. Для обучения наукам и иностранным языкам детей царя, придворных и др. крупных феодалов приглашались на дом видные учёные и дидаскалы (учителя).

       В 18 в. расширялась практика посылки молодёжи главным образом из дворян для усовершенствования в науках за границу, но основное внимание уделялось созданию своих средних и высших учебных заведений. В то же время низшие слои посадского населения обучались грамоте дома или в приходских школах у дьячков, дети же крепостных крестьян («подлого сословия») в школы не допускались.

       После перенесения столицы России в Петербург Москва сохранила значение крупного политического, экономического и культурного центра. Эллино-греческая академия в 1701 реформирована в Славяно-латинскую академию, в ней усилилась подготовка образованных лиц для церковной и государственной деятельности (629 учеников в 1725). Главное внимание в академии уделялось изучению латыни — международного языка науки и дипломатии. В 1701 открылось новое специальное учебное заведение — Школа математических и навигацких наук (538 учеников в 1712), ведущую роль в которой играл Л. Ф. Магницкий, автор учебника «Арифметика, сиречь наука числительная...» (1703). Школа готовила специалистов военно-морского флота, судостроителей, геодезистов и др. В том же году была учреждена Пушкарская (артиллерийская) школа (80 учеников в 1704), в 1707 при военном госпитале — Госпитальная школа (50 учеников в 1712), в 1712 — Инженерная (90 учеников в 1723). Для изучения латинских и новых западно-европейских языков работала в 1701—15 Разноязычная школа, которой с 1711 руководил Ф. П. Поликарпов.

       Главным событием века в области просвещения стало создание в 1755 Московского университета, в который, по инициативе М. В. Ломоносова, кроме дворян принимались и дети разночинцев. При университете действовала гимназия (1755—1812). В 1779 при университете открылся Благородный пансион (с 1791 самостоятельное учебное заведение).

       В 1779 — 84 при университете действовала 3-го-личная Учительская семинария для Подготовки педагогических кадров для университета, егсогимназий, Благородного и частных пансионов (создана по инициативе Н. И. Новикова). С открытием университета Славяно-латинская академия утратила былое значение центра высшего общего образования и превратилась в высшее духовно-сословное учебное заведение (с 1775 — Славяно-греко-латинская академия, в 1814 преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру, г. Сергиев Посад). В 1773 при Воспитательном доме (основан в 1764) в интересах купечества было учреждено Коммерческое училище (в 1800 переведено в Петербург). Классы «театрального танцевания», основанные при этом доме в том же году, положили начало созданию Хореографического училища. В 1779 открыта Землемерная школа, предшественница Межевого института.

       В 1804 открыты Практическая коммерческая академия и Коммерческое училище. В 1815 на средства богатой армянской семьи Лазарян (Лазаревых) было учреждено «Армянское Лазаревых училище» (с 1848 — институт - Лазаревский институт восточных языков). В 1822 открыта Земледельческая школа для подготовки приказчиков и управляющих помещичьих имений. В 1825 С.Г. Строганов основал «Школу рисования в отношении к искусствам и ремёслам» (ныне Московский государственный художественно-промышленный университет). В 1824 открыт Кадетский корпус. В 1830 основано Техническое училище (ныне Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана), в 1832 — Художественный класс (ныне Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова). Для девочек действовали также институты Ведомства учреждений императрицы Марии — особые для дочерей дворян и для девочек из других сословий: Екатерининский институт. Александровский институт, Елизаветинский институт. Николаевский институт; для сыновей дворян — Лицей цесаревича Николая. Для детей промышленников и купцов в 1835 открыто Мещанское училище — повышенная начальная школа. В 1-й половине 19 в. работали 4 мужские Гимназии с 7-годичным сроком обучения (с 1871 — 8-годичным). В 3-й Московской гимназии, начиная с 4-го класса, действовало реальное отделение, где уделялось особое внимание технологии, товароведению, химии, механике, бухгалтерии. Университет в 1804—59 вёл подготовку учителей и преподавателей высших учебных заведений в своём педагогическом институте. К 1853 в Москве было 124 учебных заведения (14 тыс. учащихся). В 1858 открыто Мариинское женское училище (с 1862 — Мариинская женская гимназия).

       С отменой крепостного права и развитием капитализма встал вопрос о приспособлении просвещения к нуждам промышленности и пореформенного сельского хозяйства. Однако неграмотность снижалась медленно: в Москве в возрасте 9—49 лет в 1882 было свыше 50% неграмотных, в 1897 — 34,7%, в 1912 — 30%.

       В начале 1914-15 учебного года работали 752 общеобразовательные школы различных видов (140,2 тыс. учащихся), в т. ч. 150 средних (42,9 тыс.). Около 140 школ были церковно-приходскими. Учителя готовились в Московском университете, Университете им. А. Л. Шанявского (основан в 1908 на частные пожертвования), Педагогическом институте им. П. Г. Шелапутина (основан в 1911 на частные средства), Учительском институте, Учительской семинарии, Епархиальном женском училище, в восьми педагогических классах женских гимназий. Число высших учебных заведений во 2-й половине 19 — начале 20 вв. пополнилось Петровской земледельческой и лесной академией, созданной в 1865 (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева), консерваторией (с 1866), Высшими женскими курсами (с 1872), Музыкально-драматическим училищем при Филармоническом обществе (1878, с 1886 — институт), Коммерческим институтом (1907, ныне Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова), Институтом путей сообщения (1913). В 1914/15 учебном году было 20 высших учебных заведений (33,9 тыс. студентов).

       Потребность в квалифицированных рабочих, мастерах-ремесленниках, технических кадрах обусловила создание 3-годичных низших технических училищ и ремесленных школ и 4-годичных средних технических училищ (готовили помощников инженеров), пополнявшихся: первые — окончившими 3—4-годичные начальные училища, вторые — окончившими повышенные начальные училища (2-классные, городские, высшие начальные) и 4—5 классов реальных училищ. Большинство этих профессиональных учебных заведений создавалось по частной инициативе обществ и отдельных лиц. В 1913 в низших технических училищах и ремесленных школах обучалось 3,2 тыс. чел.; в 22 средних специальных учебных заведениях (технических и других профессиональных) в начале 1914/15 учебного года — 6 тыс. В числе средних специальных учебных заведений было 5 промышленных и строительных, 1 сельско-хозяйственное, 7 медицинских, 2 просвещения, 7 искусства. В 1895 сестрами Гнесиными открыто Музыкальное училище (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных).

       (Отрывки из статьи «Народное образование» энциклопедии «Москва», М.: «Советская энциклопедия», 1980 г.)

<< Поступить в ВУЗ >>


Рекомендуем абитуриентам:
- Факультет естественных наук РХТУ им. Д.И.Менделеева - ведущего химико-технологического ВУЗа страны!
- Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
- Евразийский Открытый Институт (ЕАОИ)

НОВОСТИ

Факультет естественных наук РХТУ им. Д.И. Менделеева готовит химиков-исследователей - бакалавров и магистров.

подробнее...

Вниманию абитуриентов, а также их родителей: Выставка "Все ВУЗы Москвы" и Консультационный Центр ЦМПК "Куда пойти учиться?" по экономическим, гуманитарным,экономическо-гуманитарным,техническим, информационно-технологическим и художественным специальностям и ВУЗам будут работать в период вступительной кампании с 20 июня по 10 августа.

подробнее...

Наши специалисты ведут работы над созданием нового сайта Учебно-экстернового Центра при Центральной Межвузовской приемной комиссии «Марита-М».

подробнее...

Информация о выставках "Образование и кадры".

подробнее...

Добавлена информация о Колледжах Москвы.

подробнее...

Новый проект в российской системе образования - CMPK.RU

подробнее...

CMPK.RU, 2006-2012. Контактная информация - Тел:(495) 740-66-30, 708-90-85, г. Москва, Дмитровское шоссе, дом 25.
Реклама: Армпресс - Учебно-методические материалы для патриотического воспитания студентов и школьников || PArismed- Лечение за рубежом, медицинские услуги || Кардинал - шкафы-купе и мебель для образовательных учреждений

Консультации по поддержке сайта